«Переходный период будет непростым»

В условиях масштабного экономического кризиса, дефицита федерального бюджета и падения курса рубля строительная
отрасль демонстрирует стабильные показатели. Пришедшиеся на летние месяцы ограничения вызвали всплеск
загородного строительства, а также подогрели интерес к ремонтным и отделочным работам. Чего ждать игрокам
рынка от переходного периода и какую предварительную оценку можно дать тому, что уже было сделано, «ДП» рассказал
генеральный директор Kiilto в России Евгений Абрин.

Каковы особенности ведения бизнеса в России в целом и российско–финского сотрудничества, в частности?
Наша бизнес–модель предполагает работу с различными категориями клиентов: среди них и промышленные предприятия, и строительные компании, и компании дистрибьюторы. Например, мы сотрудничаем с такими крупными представителями строительной отрасли, как Setl Group, Bonava, YIT, «ПИК», а также с известными DIY–сетями, среди которых «Петрович», «Максидом», «Аксон», «Агава», OBI. В работе с клиентами наш основной принцип — высокий уровень сервиса. Это касается и сроков выполнения заказов, и точности доставок. И в этом мы не уступаем нашим финским коллегам.

Российский персонал по своей квалификации также находится на должном уровне. В компании действует большое количество внутренних регламентов, которые затрагивают все процессы, начиная от разработки продукции и заканчивая доставкой к клиенту и послепродажным сервисом. Kiilto работает по стандартам ISO, которые соблюдаются во всех функциональных подразделениях.

Наиболее значимая сырьевая база и большинство производственных процессов Kiilto в России и в Финляндии практически идентичны, что избавляет от каких–либо рисков, связанных с локальной спецификой. В рамках направления Research & Development на каждом российском заводе работает собственный центр исследования и разработки продукции, где наши специалисты занимаются широким кругом вопросов от контроля качества сырья до выходного контроля готовых товаров. Мы стараемся работать преимущественно с теми же ключевыми сырьевыми компонентам, которые используется в Финляндии и Швеции. Это не всегда оптимальный с точки зрения себестоимости выбор, но мы приняли решение соблюдать европейские требования к качеству и следуем этому уже много лет.

Чего удалось достичь за 25 лет работы в России в качестве самостоятельной бизнес–единицы?
За 25 лет присутствия на российском рынке нам удалось значительно расширить «классическую » финскую линейку продуктов за счет собственного производства: сейчас не менее 70% продуктов из ассортимента производятся на территории России с учетом всех норм и стандартов финского концерна, а также требований российского законодательства и индустриальных норм. Мы начинали, как компания– импортер, сотрудничали с небольшими узкоспециализированными магазинами, но достаточно быстро выросли в предприятие с полным циклом производства. В 2008 году запустили выпуск клеев на заводе в подмосковном Раменском, а в 2011–м приступили к производству сухих строительных смесей в Калужской области. Примерно 5% от общего объема производимых на российских заводах материалов экспортируются в страны ближнего зарубежья: в Прибалтику (Латвия, Литва, Эстония), в Республику Беларусь, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Грузию и Молдавию. И каждый год доля экспортируемой продукции растет.

Как переживает непростой период, связанный с пандемией, рынок строительных материалов здесь и в Финляндии?
В период коронакризиса в России мы увидели отрицательную динамику рынка по многим направлениям. Уверенный рост наблюдался только в DIY канале за счет интернет–продаж у тех игроков, которые оказались к этому готовы с операционной точки зрения. В связи с тем, что разгар пандемии пришелся на весну и лето, это позитивно сказалось на развитии частного малоэтажного строительства и централизованной коттеджной застройки. Но на этом рынке, так же, как и среди производителей строительно–отделочных материалов конкуренция продолжает усиливаться. Чтобы выжить, нужно предлагать новые практики управления и принципиально новые решения для потребителей услуг.

Финляндия, по словам наших коллег, пережила вспышку коронавируса довольно спокойно, все предприятия были переведены на удаленную работу. К слову, это произошло на пару недель раньше, чем о пандемии всерьез заговорили в России, поэтому мы в России оказались подготовлены к ситуации.

Как вести себя в кризис, чтобы оставаться на плаву, что помогло конкретно вам сохранить докризисные показатели?
Офис материнский компании в Финляндии своевременно дал нам четкие предписания по безопасности. С 18 марта мы сократили некоторые деловые активности, включая командировки, семинары и конференции и стали одними из первых, кто перевел офисных сотрудников на удаленный формат работы. Кроме того, был разработан свой собственный стандарт безопасности на предприятиях, в котором учли рекомендации российских и европейских экспертов, профильных организаций и органов власти.

Мы старались предусмотреть разные варианты развития событий и поэтому работали на опережение, в первую очередь сосредоточившись на обеспечении оптимальных запасов продукции и сырья. К счастью, граница не закрывалась полностью, что позволило не останавливать налаженный процесс импорта продукции, производимой на наших заводах в Финляндии, а также не останавливать поставки сырья.

Из положительных моментов, связанных с пандемией, стоит отметить развитие нашего центра обучения профессионалов в области ремонта и отделки. Ситуация с необходимостью перехода на дистанционное обучение стала драйвером для запуска нового проекта — Kiilto Pro Academy Online. Ключевое отличие наших онлайн академий от привычных вебинаров заключается в том, что помимо презентаций, мы показываем «живую» практическую часть. Специалистами Kiilto проработан высокий уровень подачи материалов, благодаря закупке специального оборудования и программного обеспечения. Теперь нашими слушателями могут быть и представители дальних регионов и даже стран.

Чтобы минимизировать воздействие коронакризиса на компанию в целом, пришлось пересмотреть расходы, оптимизировать некоторые процессы. Так, в маркетинге мы изменили структуру затрат, сфокусировавшись на digital. Но мы не сокращали персонал, не отказывались от программы развития и продолжаем четко следовать намеченным ранее планам с поправкой на ситуацию. Надо сказать, очень помогла слаженная работа коллектива. Немаловажно и то, что нас поддержали клиенты, которые в самый сложный период продолжали свою работу и позволили это сделать и нам.

Когда–то у вас был план: увеличить к 2021 году оборот в два раза относительно 2016 года. Как вы думаете, удастся ли? И какие планы ставите перед собой теперь?
Я думаю, что вы ссылаетесь на ранее анонсированные стратегические планы группы в целом. Когда вы разрабатываете любую средне и долгосрочную стратегию, очень сложно предвидеть все внешние факторы и риски, такие как, например, пандемия COVID 19 или одномоментное ослабление курса национальной валюты на десятки процентов. Однако, в большинстве направлений развития бизнеса мы достигли намеченных показателей либо существенного прогресса. Наш рост в России стабилен и существенно превышает среднеотраслевые показатели, что является предметом нашей гордости и основой для дальнейшего усиления позиций на российском рынке.

➡ Интервью Евгения Абрина «Переходный период будет непростым» в СВ «День строителя» / «Деловой Петербург», №105-106 от 7.08.2020